по благословению АЛЕКСИЯ II ИНТЕРНЕТ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО ПРАВОСЛАВИЯ международный проект                          ЭКОЛОГИЯ  ЧЕЛОВЕКА СВЕТСКАЯ ТЕОКРАТИЯ БОРИСЛАВ ВЫСТРЕЛКОВ представляет

Православный ВЕСТНИК

СВЯТАЯ РУСЬ

«625-летие Куликовской битвы»

Вспоминаешь слова древнего пророка, который говорит: «Время разрушать и время созидать, время разбрасывать камни и время собирать камни». Слава Богу, что мы живем в то время, когда камни собираем и будем дальше собирать.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II,

18 августа 2005 года, во время посещения Валаама

на праздник Преображения Господня

Авторы данного издания — члены группы историков-исследователей «Православная Таганка» по благословению Владыки Арсения, Архиепископа Истринского, викария Московского и нашего духовника, настоятеля храмов прп. Сергия Радонежского и свт. Алексия митрополита Московского, что в Рогожской слободе протоиерея о. Валентина Радугина на протяжении нескольких лет собирали архивные материалы по теме «625-летие Куликовской битвы». В данной брошюре Вашему вниманию предлагаются обработанные и проиллюстрированные материалы, которые дают возможность показать роль Русской Православной Церкви в деле объединения древней Руси вокруг Московского княжества и создания единого государства. Пример взаимодействия Церкви, Государства и Народа позволил последователям идеологов подготовки и проведения Куликовской битвы в дальнейшем создать условия для рождения будущей Российской Империи.

Соотечественники! Россияне!

2006 год объявлен в России годом Благотворительности. Благотворительность для Русского Человека — это благие дела во имя Отечества. Мы стоим в начале большого пути. Это путь возрождения Великой России и формирования российского народа, как гаранта целостности и стабильности Российского государства.

Москва — это многонациональный город. Но большинство москвичей идентифицируются как русские и православные, связывая себя с богатейшей русской культурой и глубокими историческими традициями России. Русские, живущие в нашем городе, помнят об особой исторической роли града Москвы и по праву гордятся своей сопричастностью к его истории.

Сегодня больше всего нам не хватает доверия друг к другу, веры в человечность и справедливость. Быть православным — значит быть нравственным, сильным духом и успешным человеком. Для православного человека успешная жизнь — это вера, семья, труд на благо Отечества. Эти три столпа и есть наша НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ. Россия может быть только нравственной и человечной. Нам не нужны очередные «великие потрясения», нам нужна Великая Россия!

В предлагаемой вашему вниманию брошюре отражена преемственность времен и поколений, которая сегодня так необходима для возрождения былой славы нашего Отечества. Русский человек всегда был силен духом и тверд в своих поступках. Подвиг наших предков на Куликовом поле бессмертен, и указывает нам праведный путь в наше великое будущее.

Искренне Ваш,

Александр Русский.

НЕТ БОЛЬШЕ ТОЙ ЛЮБВИ,

            КАК ЕСЛИ КТО ПОЛОЖИТ

            ДУШУ СВОЮ ЗА ДРУЗЕЙ СВОИХ

(Ин. 15, 13)

В начале монгольского нашествия на Русь католический двор предпринял очередные попытки завоевать северные русские земли, пытаясь заменить православие латинством. Католическая церковь послала на Новгород и Псков духовно-рыцарские ордена крестоносцев из Ливонии и Швеции. Таким образом, Русская земля подверглась нашествию одновременно с Востока (Золотая Орда) и Запада (крестоносцы).

          Великий князь Владимирский Александр Невский хорошо понимал, что даже утрата экономической независимости не так страшна, как духовное рабство. Поэтому князь выбрал союз с Востоком против Запада, что позволило ему проводить политику укрепления Русской Православной Церкви и объединения русских княжеств на основании православной национально-патриотической идеи.

Несомненно, такие действия Великого князя Александра Невского были возможны только в сотрудничестве с тогдашним митрополитом Киевским Кириллом. Государственная политика Александра Невского и духовное предвидение митрополита Кирилла совпали и были восприняты впоследствии их московскими преемниками, как руководство для своих дальнейших действий.

           Александр Невский, по благословению митрополита Кирилла, вел переговоры с ханскими властями об облегчении участи русских княжеств и об уменьшении дани. Позже Александр Невский сдружился с сыном хана Батыя Сартаком, занимавшимся в Орде русскими делами, который впоследствии принял православие. Александр Ярославич достиг того, что ханские власти освободили русское духовенство от податей. Пользуясь уважением хана, Великий князь Александр Невский исходатайствовал у него разрешение на учреждение особых епархий на территории Золотой Орды. Так, в 1261 году близ столицы Орды, города Сарая, были учреждены Сарская и Подонская епархии. Местопребывание (резиденция) епископов Сарских и Подонских было определено в Москве, на Крутицком подворье (территория нынешней Таганки). Епископы Сарские и Подонские пользовались авторитетом у ханских властей и оказывали влияние на политику в отношении русских князей. Но главной их задачей было духовное попечение о тысячах русских, захваченных в плен. Крутицкое подворье сыграло большую роль в поднятии и укреплении национально-патриотического духа русского народа во времена владычества Золотой Орды.

Из жития святого благоверного князя Александра Невского

 Сын Даниила Московского и внук Александра Невского, московский князь Иван Данилович Калита продолжил собирание Русских земель под рукой Москвы. В 1328 году Иван Калита получил от хана великокняжеский стол, который с тех пор уже больше не выходил из‑под власти московских князей. Но всего важнее было то, что Иван Калита придал своему стольному городу значение церковной столицы, пригласив митрополита Петра переехать из Владимира в Москву, и всероссийский митрополит Петр выбрал ее местом своего пребывания. На выбор митрополита повлияли отношения понимания и доверия, которые сложились у него с Иваном Даниловичем Калитой. Само пребывание митрополита подняло политический и духовный авторитет Москвы. По смерти митрополита Петра, его преемник митрополит Феогност окончательно утвердил митрополичью кафедру в Москве на Крутицком подворье. Позже Иван Калита отписал свою вотчину «Калитники» (территория Таганки) Крутицкому архиерейскому дому.

«История Москвы», хрестоматия. Изд. «Мосгорархив», 1997 г.

Объезжая свою паству, митрополит Петр часто заезжал в Москву к князю Ивану Даниловичу. Полюбился ему этот князь. Митрополит говорил ему: «Изо всех князей только ты, Иван Данилович, нрава твердого и ума великого. Принимайся с Богом за собирание земли под одну руку твою. Ты бережлив, казны у тебя много, и так тебя прозвали «калита», полный мешок. Скупай от князей села и города; им деньги нужны, задаром волости продают. И устройся так, чтобы народу у тебя было жить хорошо, и народ ото всюду к тебе потянет. А я в Москве поселюсь и в ней свой престол митрополичий поставлю, и буду помогать тебе советом и делом, и молитвами моими перед Господом и Пресвятою Богородицей.

Да примет Царица Небесная под святой покров Свой твои благие начинания. Ты же построй во имя Ее, во имя Успения Пресвятой Богородицы, соборный храм. И пророчу тебе, если ты меня во всем послушаешься, то и сам прославишься с родом твоим больше других князей, и город твой прославится над всеми русскими городами, святители после меня будут жить в нем, руки его взыйдут на плечи врагов его, и Бог прославится в нем».

А. Майков. «О святых Московских митрополитах Петре и Алексие, и славном Мамаевом побоище». Санкт-Петербург, 1869 г.

Святитель Алексий митрополит Московский и преподобный Сергий Радонежский — это две ключевые фигуры, сыгравшие основную роль в деле подготовки Куликовского сражения. Митрополит Алексий был опекуном, наставником и руководителем малолетнего Дмитрия Иоанновича, впоследствии получившего прозвание Донской.

В 1354 году святитель Алексий был утвержден Вселенским Константинопольским Патриархом Каллистом в звании Всероссийского митрополита. В том же году и преподобный Сергий был возведён в сан игумена. С этого времени тесная и святая дружба соединила их и не прекращалась до самой кончины святителя Алексия. Вместе они делили радость и горе, вместе служили Церкви и Родной Земле. В эти тяжелейшие для Русской земли времена пустынножитель Сергий принимает решение действовать не только как служитель Церкви Христовой, но и как гражданин земного Отечества, как православный русский человек и патриот, становится советником князей и печальником всей Русской земли. «Преподобный Сергий, не оставляя подвижнических трудов обращается к подвижническому деланию». (М. Дунаев. Газетная публикация «Преподобный Сергий и русская культура»).

Из жития преподобного Сергия Радонежского

Еще во времена Великого князя Иоанна II святитель Алексий был главным его советником и духовным наставником. По смерти Иоанна II, при его сыне, малолетнем еще Дмитрии, митрополит Алексий был правителем государства и помог молодому князю удержать великокняжеское достоинство, которое пытался присвоить себе Суздальский князь.

Часто приходилось бывать Предстоятелю Церкви и в Орде. Митрополит был весьма уважаем ханом Чанибеком. После чудесного исцеления святителем Алексием ханской жены Тайдулы между ханом и митрополитом установились доверительные отношения. В память об этом чудесном событии святитель основал впоследствии Чудов монастырь в Кремле, на землях, любезно подаренных ханшей в знак благодарности за исцеление. Многими своими славными деяниями святитель Алексий внушал доверие и почтение к православной религии, но при этом был кроток, сдержан и не отказывался идти в Орду ходатайствовать за благо земли Русской. Так, когда новый хан, свирепый Бардибек, потребовал от русских князей новой дани и собирался на них войной, святитель Алексий по просьбе князей отправился в Орду. В беседе он укротил гнев грозного властелина и избавил русские княжества от великой беды.

Иногда своей духовной властью святитель Алексий заставлял удельных князей, действовавших по злому умыслу или от непонимания во вред Москве, повиноваться Великому князю Московскому, предавая их церковному отлучению.

Из этих, далеко не всех фактов из жития митрополита Московского Алексия можно понять, насколько напряженным было его служение. Именно такого служения требовала тогда покоренная, разоренная и страдающая Русь. И, несмотря на хаос, беззакония и смятение, охватившие русский народ, Предстоятель Церкви смог привлечь внимание удельных князей к идее необходимости сплочения вокруг централизованной власти, указав при этом способ реализации этой цели.

Из жития святителя Алексия, митрополита Московского

Часто приходилось преподобному Сергию Радонежскому покидать родную обитель, путешествовать в Москву, чтобы посетить своего духовного друга, митрополита Алексия, и учеников, нуждавшихся в духовном наставлении Преподобного, его совете и деятельном участии. Приходилось бывать преподобному Сергию и во многих княжеских уделах и с помощью кротких бесед и увещеваний приводить князей к мирному решению возникавших между ними споров. Великий князь Дмитрий Иоаннович часто призывал Преподобного и лично просил его воздействовать на упрямых князей.

Из Троицкой Лавры в Москву преподобный Сергий ходил пешком. Его маршрут отмечен и поныне почитаемыми святыми местами в Подмосковье, где Преподобный останавливался по пути в престольный град. Это — селение Хотьково, где находится древний Покровский женский монастырь. Далее — Абрамцево и местечко Радонеж, известное вышедшими оттуда многими подвижниками — Радонежскими святыми. Здесь же находится целебный источник, Радонежская церковь и памятник преподобному Сергию. Такое средоточие святынь близ Сергиевой обители свидетельствует об огромном духовном авторитете святого.

Из жития преподобного Сергия Радонежского

В 1328 году в местечко Радонеж, спасаясь от притеснений ордынских ханов и княжеских междоусобиц, переселились из Ростова Великого родители преподобного Сергия — именитые бояре Кирилл и Мария. В Радонеже прошла юность Варфоломея — будущего Игумена земли Русской. С детства стремившийся к иноческой жизни, он один из троих сыновей, не связанный семейными узами, оставался опорой престарелых родителей. Незадолго до смерти, по обычаю времени и своему сердечному желанию, благочестивые бояре приняли монашеский постриг в близлежащем Покровском монастыре, бывшем тогда приютом для монашествующих старцев и стариц. Служа родителям, неотлучно находился при них Варфоломей (преподобный Сергий) до их блаженной кончины, последовавшей в 1337 году.

В древнем Покровском Хотьковском монастыре, находящемся в 10 километрах к юго-западу от Троице-Сергиевой Лавры, похоронены родители преподобного Сергия. Мощи преподобных Кирилла и Марии ныне почивают в трапезной Покровского храма.

«Покровский Хотьков женский монастырь». Москва, 2003 г.

            В Русской земле пробуждалось сознание нужды сплотиться воедино, дабы сбросить с себя общими усилиями ненавистное рабское иго, сплотиться во имя создания сильного независимого государства.

В это время Московский митрополит Алексий и преподобный Сергий Радонежский принимают решение о создании по всей Руси сети крупных монастырей, которые могли бы содействовать объединению под рукой Москвы разрозненных русских княжеств. В монастырях русские князья могли получить мудрое наставление и духовную поддержку, а в случае военных действий мощные монастырские стены могли бы обеспечить надежный тыл и оборону для княжеских дружин. Монастыри также служили средством оповещения о нашествии врагов и местом сбора вооруженных ополчений для отпора нашествий. Руководить строительством таких монастырей был поставлен Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский, у которого уже был опыт создания крупных обителей. Само же строительство Сергий поручил своим лучшим ученикам.

По житиям преподобного Сергия Радонежского и Алексия, митрополита Московского

Святителем Алексием и преподобным Сергием было начато великое дело создания по всей России общежительных обителей. Впоследствии учениками Сергия Радонежского было основано до сорока монастырей; из них в свою очередь, вышли основатели еще пятидесяти по всей северо-восточной Руси. Но главной консолидирующей российское общество святыней, конечно же, была Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

По древнему преданию, преподобного Сергия Радонежского в его келии в Троицкой обители, посетила Небесная Гостья — Пресвятая Богородица. Это событие произошло в Рождественский пост 1379 года и указывало на то, что в трудных обстоятельствах перед нашествием Мамая даже сам великий Заступник земли Русской, преподобный Сергий, имел нужду в особенном духовном подкреплении. И Пресвятая Дева явилась и укрепила Сергия в решимости молитвенно и деятельно поддержать Великого князя Дмитрия Иоанновича, готовящегося дать смертельный бой Мамаеву войску.

По Никоновой летописи

Один из первых монастырей-крепостей был заложен в Москве на высоком берегу Яузы в 1360 году лучшим учеником Сергия Радонежского — преподобным Андроником, который и был первым игуменом новооснованного монастыря. Этот дорогой сердцу каждого москвича древний монастырь, названный Спасо‑Андрониковым, находится на территории нынешней Таганки на Андроньевской площади. Главный собор монастыря освящен во имя Нерукотворного Образа Спасителя. По преданию, этот образ был привезен митрополитом Алексием из Константинополя в конце 50-х годов XIV столетия и позже помещен им в иконостас центрального Спасского собора новооснованного Спасо-Андроникова монастыря.

Недалеко от Андроньевской площади, на улице Сергия Радонежского, стоит часовня Проща, выстроенная на месте прощания братии Андроникова монастыря с преподобным Сергием Радонежским, часто посещавшим обитель, и в память об окончании закладки этого монастыря. Помимо Андроникова монастыря, лично преподобным Сергием были подобраны места для строительства общежительных обителей: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на реке Киржач, московского Симонова монастыря, Голутвинского — в честь Святого Богоявления, Высоцкого монастыря на реке Наре в Серпухове, на реке Дубенке — в честь Успения Пресвятой Богородицы.

По документам Российского государственного архива

древних актов

Со святых мест Крутицкого холма открывается вид на великую святыню Москвы — Симонов монастырь, заложенный преподобным Сергием Радонежским первоначально в местечке Старое Симоново. Монастырь был перенесен впоследствии игуменом монастыря Феодором Симоновским на новое место. В Ново-Симоновом монастыре, по преданию, захоронены павшие в Куликовской битве воины из именитых боярских родов.

По документам Московских архивов

Качественно новый этап сопротивления завоевателям начинается с возвышения Москвы, которая постепенно собирает «вотчины» и «дедины» в единое государство. Первое общерусское сражение с Ордой было связано с именем Дмитрия Ивановича Донского. К этому времени создались предпосылки для открытой борьбы с завоевателями. Были созданы условия для развития ремесел, сельского хозяйства и торговли.

Если Иван Калита вынужден был для накопления сил поддерживать с ордынскими ханами мирные отношения, то уже внук Калиты, князь Дмитрий Донской, открыто выступал против завоевателей и отказывался повиноваться ярлыкам хана.

В 1373 году, когда ордынцы появились в Рязанской земле, князь Дмитрий Иванович вышел с войском к реке Оке и отогнал врага. Спустя три года он отогнал другое ордынское войско.

В 1378 году в Рязанской земле на реке Воже русскими полками было наголову разбито сильное ордынское войско во главе с полководцем Бегичем. Это сражение историки по праву назвали генеральной репетицией Куликовской битвы. Под угрозой оказалась сама власть Орды над Русью, и незаконно захвативший власть в Орде темник Мамай начал готовиться к большому походу на русские земли.

Мамай тщательно готовился к войне с Русью. Он заключил военный союз с Великим князем литовским Ягайло, который был обеспокоен ростом могущества Москвы. Обещал Мамаю свою помощь и Олег Рязанский. Силы Мамая были весьма значительными. К ордынскому войску присоединились отряды наемников. Войско монгола Мамая с генуэзской пехотой и татарской конницей двинулось к русским границам. Продвижение Мамая было медленным и осторожным. Он поджидал литовскую помощь, которую ему обещали послы Ягайло. Дмитрий получил известие о движении войска Мамая, и далеко за пределами русских земель, возле Дона, им была поставлена застава. «Сторож» Андрей Попов, прискакав в Москву, сообщил князю: «Идет на тебя, Государь, царь Мамай со всеми силами ордынскими, а ныне на реке Воронеже!»

Дмитрий назначил полкам собираться в Коломне…

В. В. Каргалов, Ю. Ф. Прудников. «Куликово поле». Москва, 1980

            Князья, собравшиеся под знаменами Московского князя Дмитрия Донского, готовы были идти на Мамая и сбросить ненавистное иго. Перед Куликовской битвой князь обратился за благословением к преподобному Сергию Радонежскому на великую брань с грозным врагом.

Понимая, что не все еще готово для окончательной победы, преподобный Сергий все же дает свое благословение на битву. В этом событии военный аспект играет второстепенную роль. Своим благословением преподобный Сергий призывает смириться перед Высшей Волей и напоминает князю строки из Евангелия: «Нет большей любви, как если кто положит душу за друзей своих».

        После трапезы святой старец сказал Дмитрию: «Венец тебе еще не готов, но многие венцы плетутся мученические. Бог тебе да будет помощником, победишь врага, над государством твоим довлеющего, но вначале почти дарами и честью нечестивого Мамая. Господь увидит твое смирение и вознесет тебя, а его неукротимую ярость низложит». Князь отвечал, что пробовал уже много раз смирить гордыню врага и предлагал мирное сосуществование и посильную дань. Но Мамай хочет сверх того. Если уступить ему, это приведет к полному разорению Руси. Тогда Преподобный сказал: «Если так, то ждет его погибель, а тебя слава от Господа». Дмитрий опустился на колени, и преподобный Сергий осенил его крестом. Помощниками князю Сергий дал двух монахов-схимников — Александра, прозываемого Пересвет, и Андрея по прозвищу Ослябя и повелел им готовиться, а вместо тленного щита и шлема возложил Сергий на них схиму.

Хотя Дмитрий Иоаннович на Куликовом поле не смог полностью разгромить Золотую Орду и окончательно сбросить иго, но победоносное Куликовское сражение продемонстрировало Орде и ее союзникам сплоченность удельных князей под московскими знаменами.

        По житиям преподобного Сергия Радонежского и святого благоверного князя Дмитрия Донского

        Великое знамение получил князь Дмитрий Иоаннович перед битвой. Когда стоял он с войском недалеко от Москвы, явилась ему икона древнего святого Николая Чудотворца. Исполненный трепета и умиления, он пал перед иконой на колени. Икона спустилась, и благочестивый князь сподобился принять ее. Обрадовавшись такому видению, Дмитрий Иоаннович воскликнул: «Вся сия угреша сердце мое!». Так святитель Николай успокоил, «угрел», воодушевил князя на решительную борьбу с врагом. Позже в честь этого события Дмитрий Донской заложил в этом месте храм (в 15 верстах от Москвы) во имя святителя Николая, где впоследствии была устроена иноческая обитель — Николо-Угрешский монастырь, вокруг которого со временем разросся город Угреша. В советские времена город Угреша был переименован в Дзержинск, по местонахождению здесь дивизии им. Дзержинского.

На Куликовом поле в ночь перед битвой князь Дмитрий Волынец сказал Великому князю Дмитрию Иоанновичу: «Хочу рассказать тебе приметы свои точные, выйди со мною на поле Куликово».

        Волынец встал в ночь между войском своим и ордынским и услышал со стороны орды стук сильный, позади как будто волки воют, по правой стороне орлы клекочут и как бы по реке Непрядве гуси крыльями плещут и необычную грозу вызывают. Посмотрев на русское воинство, услышал тишину и увидел зарю занимающуюся: «Заря занимающаяся — доброе знамение, призывай Бога неоскудною верою. И еще есть у меня примета».

Лег Дмитрий Волынский на дорогу, прильнул ухом к земле: «Слышу, будто с одной стороны вдова рыдает, а с другой девица жалостно плачет. Будет победа за тобою, князь, но и народа христианского поляжет большое множество. Есть у тебя непобедимое оружие на врага видимого и невидимого — вера в Бога и воинство Христово».

        В ту же ночь, когда князь Дмитрий Волынский ведал Великому князю о приметах, «некий муж именем Фома Халцыбеев» поставлен был на стражу следить, когда пойдут поганые. «И открыл ему Бог узреть видение».

На белом облаке, со стороны восхода солнца, появились два светлых юноши, держащие в руках своих щиты и мечи острые. И поведали они ночному стражнику, что будет войску нашему победа. И понял Фома Халцыбеев, что это святые мученики Борис и Глеб. Вернувшись с ночного дозора, рассказал Фома Великому князю о видении своем.

Дмитрий возвел руки к небу и помолился, чтобы Бог помог ему и послал победу над Ордой, как Давиду над Голиафом, как Ярославу над Святополком и как прадеду его, Великому князю Александру, над королем немецким.

По летописной повести о Куликовской битве

Настал месяца сентября 8-ой день — великий праздник Рождества Богородицы. Было туманное утро. Укрепив полки, снова вернулся под свое знамя Великий князь. И вот полки двинулись вперед. Передовой полк ведет князь Дмитрий Всеволодович да брат его, князь Владимир Всеволодович. А с правой руки полк ведет  Николай Васильевич с коломенцами, а с левой руки полк ведет Тимофей Валуевич с костромичами. Многие полки ордынцев бредут со всех сторон, от множества войска нет им места. Царь Мамай, выехав на высокое место с тремя приближенными, наблюдает начало кровопролития.

Уже близко друг к другу подходят сильные полки, и тогда выехал злой печенег, перед всеми доблестью похваляясь. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и выступил из рядов и сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться». И был на голове его куколь, вооружен он схимою по повелению игумена Сергия. Бросился на печенега, сказав: «Игумен Сергий, помоги мне молитвою!» И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней, и скончались.

И сошлись грозно обе силы великие, твердо сражаясь, жестоко друг друга уничтожая, и не только от оружия, но и от большой тесноты, под конскими копытами испускали дух, ибо невозможно было вместиться на том поле Куликове: было то поле тесное между Доном и Мечею.

«История Москвы», хрестоматия. Изд. «Мосгорархив», 1997 г.

О зорком и престрашном часе, в нем же множества создания Божия смертную испили на брани чашу

После смерти Пересвета, все воины христовы пришпорили коней и единогласно крикнули: «За веру Христову!» И столкнулись две лавины человеческие в страшном бою, и полилась кровь богатырская «под седлами коптяся».

Падали шлемы и головы богатырские коням под ноги, а ордынские и вдвое того падали. Несколько раз ранили Дмитрия в этом бою, и ослаб Великий князь, и не мог уже биться, когда воины сняли его с коня…

По рассказу Симеоновской летописи о Куликовской битве

Донская икона впрямую связана с героической победой русских войск в Куликовском сражении и с именем Великого князя Димитрия Иоанновича Донского. Великий князь сумел объединить силы, к нему стекались отряды с разных мест Руси. Пришли под его знамена и донские казаки, они явились с иконой Богоматери, взятой из Благовещенской церкви городка Сипотина.

Икона сражалась вместе с войсками, ее укрепили на древке как хоругвь, и в разгар боев она находилась в самом пекле, вдохновляя русских воинов. После сражения донские казаки преподнесли Донскую икону Великому князю Димитрию, он торжественно внес ее в Москву и поместил сначала в Успенском соборе Кремля. Но на обороте иконы скоро обнаружили надпись: «Благовещение Богоматери». Тогда ее перенесли в Благовещенский собор.

        Перед Донской иконой усердно молился Иоанн Грозный перед походом в Казанское царство и победным сражением в 1558 году. Но через несколько лет — в 1591 году крымские татары подошли вплотную к Москве и встали на Воробьевых горах. Это было уже в царствование Феодора Иоанновича (последнего правителя из рода Рюриковичей). Положение его было очень трудное, ибо войска стояли в Новгороде. Малому московскому отряду предстояло выступить против полчищ Мурат-Гирея. Всю ночь молился царь перед образом Богоматери, а перед сражением вынес Донскую икону перед войсками. И свершилось чудо: когда враг двинулся с места, икону озарили такие лучи, что татары были ослеплены и опалены. Враг ударился в бегство, падая, бросая оружие, испытывая неописуемый страх. На месте этой чудесной победы царь Феодор Иоаннович основал Донской монастырь и внес туда чудотворную икону.

Богородица, рассказы об иконах». Санкт-Петербург, 2000 г.

Половина русской рати полегла на поле Куликовом. Повсюду высились горы убитых. Но к великокняжескому знамени все подтягивались те, кто остался в живых. Когда же все собрались, увидели, что Великого князя Московского Дмитрия Иоанновича нет среди них. Наконец, отыскали Великого князя, лежащего без памяти под срубленным деревом. Вокруг высилась груда тел. Доспехи на нем были все изрублены. Князя привели в чувство, сообщили о победе. Медленно поехал он, осматривая Куликово поле. Страшное зрелище открылось перед Великим князем. Глубоко опечаленный, то и дело останавливал он коня возле павших «другов и братьев». Сам считал он число убитых и, прощаясь с ними, сказал: «Здесь суждено вам пасть, меж Доном и Днепром, на поле Куликовом, на речке Непрядве. Здесь сложили вы головы... за Землю Русскую... Вечная вам память и слава!»

        Стоял князь Великий за Доном «на костях» восемь дней, пока не отделили христиан от нечестивых. Тела христиан в землю погребли. На Куликовом поле был основан храм Рождества Пресвятой Богородицы. Особо знатных отвезли в их уделы и удельные столицы. Пересвета и других павших воинов отвезли в дубовых колодах в Симонов монастырь и с ними, согласно преданию, еще 40 бояр московских, которых придали земле в Симоновом монастыре. Есть в Коломне курганы, под которыми покоятся павшие в сражении воины. У стен Спасо-Андроникова монастыря находится братская могила. Рядом с могилой возводится ныне часовня во имя Святого благоверного князя Дмитрия Донского. На территории завода «Динамо» в Старом Симонове тоже есть братское захоронение. На кладбище московского храма Всех святых на Кулишках, основанного Дмитрием Донским во имя всех павших в Куликовском сражении, предположительно, также были похоронены герои Куликовской битвы.

После последних погребений на Куликовом поле князь и войско русское, перейдя через Дон, направились домой. Приехали к Москве на великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы. «Митрополит Киприан со всем священным собором встретил Великого князя в Андрониковом монастыре. И возжелал Дмитрий слушать литургию и молился Богу за дарованную победу перед иконой Спаса Нерукотворного. Вышел князь Дмитрий с братией своей из монастыря… И встретила его жена с двумя сыновьями во Фроловых воротах».

По летописной повести о Куликовской битве

По всему пути народ встречал полки Великого князя Дмитрия с ликованием. Праздник стоял на Руси: одолели наши проклятых ордынцев! Слава Московскому князю Дмитрию Иоанновичу! Слава героям‑воинам! В праздник Покрова Пресвятой Богородицы русская рать торжественно вошла в Москву. Гудели колокола, заливались трубы веселые, гремели бубны громкие. Великий князь «сотворил по победе пиршество». Соратников своих одарил «каждого по силе и по достоинству». С тех пор и прозвали князя Дмитрия Иоанновича — Донским. С тех пор не смотрела больше Русь на Орду, как на силу несокрушимую, как на иго вечное.

По летописям и преданиям о Куликовской битве

После победы в Куликовской битве дрогнула мощь Золотой Орды, постепенно стала ослабевать ее власть. Начало перемен почувствовал и монах Спасо-Андроникова монастыря — иконописец Андрей Рублев. Под впечатлением недавних великих событий объединения и укрепления Руси, в прославление Господа и в похвалу святителю Алексию, преподобному Сергию и Великому князю Дмитрию Донскому, Андреем Рублевым для Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры была написана его знаменитая икона Троица.

Из жития преподобного Андрея Рублева

Быстро пронеслась по лицу Русской земли и ее окрестностям молва о победоносном благословении, полученном Великим князем в Свято-Троицкой Лавре от великого пустынника Сергия Радонежского. Достигла эта весть и Золотой Орды. Злобный Тохтамыш, убив поверженного в Куликовской битве Мамая, решил вновь потребовать подтверждения покорности от русских князей. Но послы его не решились пойти в Москву требовать дани. Тогда обрушил Тохтамыш свой гнев на основанные преподобным Сергием монастыри‑крепости. Когда Дмитрий Донской распустил остатки войска, внезапно появился в Москве Тохтамыш в 1382 году: Чудов, Симонов, Андроников и другие монастыри были разорены. Тохтамыш искал самого преподобного Сергия, чтобы убить его. Преподобный в это время удалился из своей обители в Тверь. Вражья рука не коснулась Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, укрытой в дремучих лесах.

…Не долго Дмитрий Иоаннович наслаждался миром, Золотая Орда не была повержена в Куликовском сражении, уж слишком несметная была эта сила. Но решительные совместные действия митрополита Московского Алексия, Игумена Сергия Радонежского и Великого князя Дмитрия Донского возымели решающее влияние на дальнейший ход русской истории. С этого момента Русское государство, объединенное вокруг Москвы, получает небесное благословение, и все увереннее освобождается от рабского ига, тем самым подтверждая непобедимость триединства — Церкви, Государства и Народа.

Из жития преподобного Сергия Радонежского

 Древняя московская Старо-Симоновская обитель с церковью Рождества Пресвятой Богородицы была основана по благословению святителя Алексия, митрополита Московского преподобным Сергием Радонежским. Ныне, недалеко от Рождественской церкви, находится часовня, выстроенная в честь 620-летия Куликовской битвы, в память преподобного Сергия, святителя Алексия, благоверного князя Дмитрия Донского и воинов, павших за освобождение Руси от монгольского ига. Часовня выстроена на месте старинного кладбища, где похоронены русские воины, павшие в Куликовской битве. Под сводами древней церкви Рождества Богородицы, что в Старом Симонове, находится могила героев Куликовской битвы — монахов Сергиевой Лавры Осляби и Пересвета. Над могилой по чертежам 1870 года воссоздана деревянная резная гробница с сенью.

По документам Московских архивов

Село Монастырщина бывшего Епифанского уезда Тульской области, ныне Кимовского района, расположено на Куликовом поле, на правом берегу реки Непрядвы, при впадении ее в Дон. Из летописных источников известно, что после битвы на Куликовом поле в 1380 году в продолжении 8-ми дней хоронили тела убитых русских воинов. По распоряжению Дмитрия Донского «на костях убиенных» был поставлен храм из дубов «зеленой дубравы» во имя Рождества Богородицы.

            Деревянная церковь, поставленная Дмитрием Донским, не раз ремонтировалась, последнее ее восстановление было в 1791 году. В 1865 году рядом с деревянной церковью на средства прихожан был заложен новый кирпичный храм. В 1875 году было закончено строительство колокольни. Основной храм был достроен в 1894 году.

            В 1887 году в трапезной по левую сторону был освящен придел во имя преподобного Сергия Радонежского. Иконостас его сделан по проекту архитектора Султанова. Древние царские врата были взяты из деревянной Монастырщинской церкви и отреставрированы в Петербурге. По преданию, врата эти были подарены преподобным Сергием в первую деревянную церковь, построенную Дмитрием Донским.

По документам архива Тульской области

 Утвержденный проект памятника, составленный профессором архитектуры Брюлловым, выполнен на Санкт-Петербургском чугунном заводе Берда, и в минувшем 1849 году памятник поставлен согласно Высочайшей воле на Красном холме Куликова поля, на том самом месте, где по преданию стоял Мамай, смотря на кровавую битву.

        Памятник вышиной в 42 аршина представляет в целом конусообразную чугунную колонну на четырехугольном чугунном же основании, восходящем тремя уступами. Сама колонна состоит из многогранного базиса и трех колоннад, возвышающихся одна над другой. Вершину колонны венчают красиво составленный из дубовых листьев фриз и глава в виде ананасового яблока, осененная крестом над луной.

Во исполнение Высочайшего предписания было произведено открытие памятника Великому князю Дмитрию Иоанновичу Донскому на Куликовом поле. Священнодействие освящения монумента и панихиду о упокоении душ Великого князя Дмитрия и сподвижников его в происходившей на сем месте 8 сентября 1380 года битве совершал епархиальный епископ преосвященный Дамаскин с находившимся при нем старшим духовенством, при чем было весьма значительное стечение жителей Тульской и Рязанской губерний.

 «Тульские губернские ведомости» от 15 сентября 1850 года

        С 1904 года по всем церквям и монастырям Российской Империи в день победы, 8 сентября, начался сбор пожертвований на строительство храма-памятника на Куликовом поле в Епифанском уезде Тульской губернии во имя преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца.

        Местный землевладелец, его сиятельство генерал-адъютант граф А. В. Олсуфьев пожертвовал для построения храма 36 десятин из принадлежащей лично ему земли, находящейся в районе Куликова поля и прилегающей к Красному холму.

Когда в 1913 году были собраны достаточные средства и подготовлены материалы для строительства, 16 июня, с Высочайшего соизволения была совершена закладка храма. В мае 1916 года по проекту архитектора А. В. Щусева храм был построен вчерне, предстояли еще работы по отделке храма и постройке домов для причта.

По документам архива Тульской области

Успешный процесс объединения удельных русских княжеств вокруг Московского, взаимодействие великих князей с мудрыми архипастырями Русской Православной Церкви и явное благоволение Спасителя и Пресвятой Богородицы — все это вызвало уважение многих знатных представителей Золотой Орды. История знает много примеров обращения их к Христовой вере. Принимали православие царевичи и князья ордынские, ханские и княжеские дочери, вступившие в брачные союзы с русскими князьями, а также баскаки и приходившие на службу простые воины.

Деяния великих государственных людей, при мудром содействии иерархов и подвижников Русской Православной Церкви, при явлениях божественных образов Богородицы, Спасителя и Его Святых, постепенно поднимали авторитет Русской Православной Церкви и Русского государства даже среди бывших недругов Руси, которые со временем становились ее союзниками, поняв глубину православной веры.

В сложнейшие для Русской земли времена происходило рождение сильного Русского государства, становление его нового церковного и политического центра — града Москвы. В процессе подготовки Куликовской битвы наши предки, может быть, впервые объединились через элементы того, что мы сегодня называем демократией. Объединились добровольно. Из различных слоев общества (сословий) выделились наиболее активные люди, для которых идея объединения Руси под Московскими знаменами представляла собой единственно возможный путь спасения от внешних и внутренних врагов. В результате терпеливых деяний этих лидеров народ признал Московского князя единым Правителем всей Русской земли. С этого момента Русское государство стало укрепляться. Идея единого, сильного государства и живительный дух Православия сплотили удельных князей и весь многонациональный русский народ, создав условия для рождения будущей Великой Российской Империи. 

Культурно-историческое наследие — центр «Православная Таганка»

 

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь

Адрес: 109172, Крестьянская пл., 10, тел. 676-95-70

м. «Пролетарская», «Крестьянская застава»

 

Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы

Адрес: 109147, Таганская ул., 58, тел./факс 911-49-20, 911-81-66, м. «Марксистская», выход на ул. Таганская, трол. 16, 26, 63 – 2-я ост. «Абельмановская застава»

 

Храм свт. Алексия митр. Московского в Рогожской слободе, идут реставрационные работы, приписан к храму прп. Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе

Адрес: 109004, Николоямская ул., 60, м. «Таганская», трол. 45, м. «Курская», трол. 10, м. «Площадь Ильича», трол. 45, 53, авт. 40, 55, 152, 237

 

Храм прп. Василия Исповедника у Рогожской заставы

Адрес: 109544, ул. Международная, 10, корп. 2, тел. 678-54-92, м. «Площадь Ильича»

 

Храм иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниковском кладбище

Адрес: 109029, Калитниковский пр., 11, тел. 670-15-61, м. «Таганская», трол. 16, 26, 63

 

Храм Иерусалимской иконы Божьей Матери за Покровской заставой

Адрес: 109029, ул. Талалихина, 24, тел. 670-20-47, м. «Пролетарская»

 

Храм свт. Мартина Исповедника, Папы Римского (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе

Адрес: 109004, ул. Коммунистическая, 15, тел. 911-75-40, м. «Таганская» (кольцевая), «Марксистская».

 

Храм Михаила Архангела и Собор Спаса Нерукотворного Образа бывшего Спасо-Андроникова монастыря

Адрес: 107120, Андроньевская пл., 10, тел. 911-45-02, м. «Площадь Ильича», авт. 40, 125 трол. 45, 53

 

Часовня «Проща» Спасо-Андроникова монастыря

Адрес: 109033, ул. Сергия Радонежского, 23/25, стр.1, тел.671-03-71, м. «Площадь Ильича»

 

Храм сщмч. Никиты на Швивой горке за Яузой, представительство Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря

Адрес: 109240, Гончарная ул., 6, тел. 298-05-58, м. «Таганская», трол. 16, 63, м. «Новокузнецкая», м. «Чистые пруды», трамв. 3, 39

 

Крест-памятник Святому благоверному князю Дмитрию Донскому в сквере на площади у Яузских ворот

 

Храм свт. Николая на Болвановке

Адрес: 109004, Верхняя Радищевская, 20, м. «Таганская» (кольцевая)

 

Храм свт. Николая на Рогожском кладбище

Адрес: 109052, Рогожский поселок, 1а/29, тел. 361-36-43, м. «Таганская», «Марксистская», авт. 51, 169; трол. 16, 26, 63

 

Храм свт. Николая (Казанской иконы Божией Матери) на Студенце

Адрес: 109004, ул. Таганская, 20а, тел. 912-52-43, 912-73-29, м. «Марксистская»

 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе

Адрес: 109240, Лыщиков пер., 10, тел. 915-02-95, м. «Таганская», «Курская», трол. Б,10, ост. «Николоямская ул.»

 

Храм Рождества Богородицы в Старом Симонове

Адрес: 109068, ул. Восточная, 6, тел. 675-70-11 м. «Автозаводская»

 

Храм прп. Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе

Адрес: 109004, ул. Николоямская, 57-59, тел. 912-14-90, м. «Площадь Ильича», авт. 40, 55, 125, 152, 237, трол. 40, 53

 

Храм прп. Симеона Столпника за Яузой

Адрес: 109240, Николоямская ул., 10, тел. 915-37-00, факс 915-53-22, м. «Таганская», «Китай-город», трол. 45, 63

 

Храм Сорока мчч. Севастийских у Новоспасского моста

Адрес: 109172, Динамовская ул. 28, тел. 676-69-14, 676-27-48, м. «Пролетарская»

 

Храм Тихвинской иконы Божией Матери бывшего Симонова монастыря

Адрес: 109280, Восточная ул. 4, тел. 275-45-54, м. «Автозаводская»

 

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах, представительство Болгарской Православной церкви

Адрес: 109172, Гончарная ул., 29, тел. 915-62-88, 915-62-16, м. «Таганская»

 

Храмы Успения Пресвятой Богородицы и Воскресения Словущего в Крутицах

Адрес: 109044, ул. Крутицкая, 11/13, тел. 676-97-24, м. «Пролетарская»

 

Храм свт. Николая в Котельниках, представительство Православной церкви в Чешских землях и Словакии

Адрес: 109240, 1-й Котельнический пер., 8, тел. 915-07-04, м. «Китай-город», трол. 45, м. «Таганская», трол. 16, 63

 

ВХОД в ПОРТАЛ СВЯТАЯ РУСЬ http://www.PRISNODEVA.narod.ru

 

Сайт создан в системе uCoz